История украинских городов: Шостка и Конотоп

Город Шостка основан в 1-й половине XVIII века как село Нежинского полка. Название города происходит от названия шестого притока Десны – реки Шостка.

История города Шостки

После постройки порохового завода (1739) – рабочий поселок. Если заходит речь о возникновении Шостки, то, как правило, связывают это со временем основания Шосткинского порохового завода. То есть с 1739 годом, когда согласно с повелением российского правительства от 1738 года об устройстве порохового завода в одном из слободских полков малороссийскою военною канцелярией было решено построить таковой на земле древней Сиверщины. И позволено майору Постельникову (в некоторых источниках – Постельный) поставить с этой целью мельницу «о двух поставах и об одной толчее на реке Шостке».

Понятное дело, шосткинский пороховой вырастал не на пустом месте. Берега Шостки уже немного были обжиты. Ведь универсалами гетманов Украины позволялось то одному, то другому целеустремленному человеку строиться здесь. В 1676 году универсалом Ивана Самойловича «Стецькови Бугаєнкови, жителеви села Локотки, позволил на реке Шустце, за тем селом гоней три в месте непенном… греблю в висипати… млин збудувати».

«Стефан Бугай, товарищ сотни Воронежской» также согласно гетманскому универсалу (1687 г.) насыпал плотину и построил мельницу на реке Шостке. Получил в 1688 году гетманський универсал Йосип Лазаревич Лазаревич, протопоп (1688—1704 гг.) поселка Воронеж, по которому позволялось «на купленом его власном займище на речце Шустце, нижей села Локоток, греблю займати й млин фундовати, своєю власною працею и коштом».

А сотник воронежский (1689—1709 гг.) Роман Лазаревич Лазаревич (Лазаренко), вероятно брат предыдущего, купил в 1701 году у одного из жителей Воронежа, кроме леса, рощи, заливного луга и сенокоса, еще «паль, забитую на млин на р. Шостке, за пять кухов горелки». Воистину, во все времена водка была «ценнейшим» ходовым товаром, то есть монетой!

Шосткинский не был первым пороховым заводом на Украине. Производство пороха на украинских землях началось еще с третьей четверти XVII столетия.

К сожалению, мы доподлинно не знаем, с какого именно времени в двух верстах от Глухова на реке Эсмань делали «толчеями» до 1500 пудов пороха в год. При гетмане Даниле Апостоле (1727—1734 гг.) пороховой завод действовал в Мглинской сотне. По царскому указу от 14 февраля 1736 года возник пороховой завод на реке Усок при хуторе Шкирмановском. Он выпускал продукцию где то до 1762 года. Генеральный обозный (1728—1749 гг.) Яков Лизогуб считал, что этот пороховой завод способен «ставить порох по чотири карбованця за пуд» и что «оный порох против московского весьма сильнее». Но река Усок со временем обмелела, и Шкирмановский завод зачах. Возможно, именно поэтому на Шостке, в 30 верстах от Глухова и 18-ти от впадения ее в Десну, и выстроили новый пороховой завод. На нем предусматривалось производить 12 тысяч пудов пороха в год. В августе 1739 г. Завод «на взятой от ратуши мельнице» (наша местность тогда входила в Нежинский полк) начал действовать.

По дороге в Шостку
Шостка — ЖД вокзал
Шостка — ЖД вокзал

Неосведомленный читатель, наверняка, удивится, если в его руки попадет книга «Столетие Шостенского порохового завода (1771—1871)», изданная в 1871 году в Петербурге. И спросит:: почему же отсчет ведется от 1771-го? Чтобы ответить на этот вопрос, углубимся в прошлое. Перевернем страницы истории — кровавые и гнетущие страницы украинской судьбы.

В мае 1709 года Петр І отдал приказ разрушить Запорожскую Сечь – твердыню украинского казацтва. Но события российско-шведской войны, другие обстоятельства еще заставляли царское правительство соглашаться с существованием на Украине пороховых заводов. Порох был необходим.

Добираться до Сечи, вообще до Украины, царь начал другими путями. Пригласил в Петербург гетмана Ивана Скоропадского. Принял ласково, с почестями. Даже целовал его, садил за стол рядом с собой. А в то же время под, казалось бы, благим, пристойным предлогом защиты украинского народа от притеснений и злоупотреблений со стороны генеральной старшины готовил указ об основании в Глухове Малороссийской коллегии.

В 1722 году ее открыли. Открыли для контроля за деятельностью гетмана и генеральной старшины, с целью ограничения автономии Украины. То был «громовой удар» для Скоропадского. Удар, которого не выдержало сердце гетмана. 3(14) июня того же года Скоропадский умер. Из Глухова его тело перевезли в Гамалеевский монастырь над речкой Шостка и похоронили в трапезной церкви.

Церковь Рождества Христова, г.Шостка

В 1730 и 1734 гг. выходят сенатские указы, которые под страхом смертной казни запрещают торговлю порохом на Украине, его вывоз за границу. В 1738 году приходит распоряжение на шкирмановский завод: порох использовать только на «казенные дела», а «в вольную продажу никому отнюдь не продавать». И наконец 20 января 1764 года сенатским указом было «повелено все малороссийские пороховые заводы упразднить, а требующийся на малороссийское войско порох приобретать за деньги из Москвы». В том же году промемориями из Главной канцелярии ведомства Артиллерии и Фортификации было дано знать об этом в Походную канцелярию последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского. Вот тогда и закрыли Шосткинский пороховой. Этим шагом Екатерина ІІ отсекала порох от Запорожской Сечи.

Шостка славилась не только порохом, а и пушками, которые отливались в Глухове. Ведь было удобно и надежно иметь недалеко одно от другого эти производства. Известный историк Сечи Дмитрий Яворницкий в одной из своих работ приводит строки из справки, составленной как отзыв на просьбу запорожцев 1746-го года к императрице Елизавете Петровне о пожаловании им артиллерии: «литье артиллерии производят только малороссийские казаки, в городе Глухове, под смотрением войсковой генеральной канцелярии на их собственном коште».

8 февраля 1668 года московский воевода Кологривов сообщал из Глухова Шереметьеву, что с приходом в город 1500 конных и пеших запорожцев глуховчане сразу же начали советоваться, как выгнать царских ратников. «Летопись Самовидца» о том 1668 году свидетельствует: «также и в Прилуці, Миргороді, Батурині воєвод побрали, а людей при них будучих погубили, а сосницкого и новгородского и стародубовского подостававши в замках приступами, запорозскіе козаки з мещан усіх побили».

В 1775 году Екатерина ІІ таки довела до конца черное дело, задуманное Петром І, – окончательно разрушила Запорожскую Сечь.

Когда все возможные пути доставки шосткинского пороха на Сечь были отрезаны, деятельность завода на речке Шостке в 1771 году возобновили. И стал он с тех пор уже великороссийским. Отмечали его столетие не в 1839 г., как нужно было, а в 1871. Книгу издали в 1871 г. в Петербурге до этой явно неверной, предвзятой даты.

С 1802 г. – местечко Глуховского уезда Черниговской губернии. Город – с 1920 года. Районный центр – с 1923 года.

ЖД вокзал Шостка
ЖД вокзал Шостка

История города Конотоп

Население Конотопа по переписи 2001 года составляло 91683 человека. Является административным центром Конотопского района (в состав которого город не входит) и Конотопского городского совета, в который, кроме того, входят сёла Подлипное, Комсомольская Коммуна и Лобковка. Город находится на берегу реки Езуч, которая через 12 км впадает в реку Сейм. По городу протекает река Липка, рядом с городом протекает река Куколка. На реках несколько запруд. Через город проходят автомобильные дороги и железная дорога, станции Конотоп и Железобетонный.

Некоторые историки считают, что Конотоп как населённый пункт существовал ещё до татаро-монгольского нашествия. Первая легенда гласит, что во время перехода болот татарской конницей в этих местах погибло много коней и воинов, поэтому и место назвали конотопом — болотистое место или брод, в котором грузли и тонули кони.

Другая легенда объясняет связь названия с инцидентом с царицей, карета и эскорт которой завяз в болоте. Царицу спасли, а сокровища утонули. Царица, выбравшись, произнесла: «Что это за место такое, где кони тонут?». Отсюда и название пошло — Конотоп.

Третья легенда рассказывает, что название город получил по речке Конотопка, протекавшей неподалёку от поселения. Мимо поселения часто ездили кочевники, которые дали ему это название. Эта речка высохла, вместо неё сейчас существует искусственно созданный водоток — Езуч. Во времена Киевской Руси земли Конотопа входили в состав Путивльского княжества. В результате археологических исследований, проводившихся в 1997—1998 гг., в центральной части города были обнаружены остатки поселения древнерусского времени (ХІІ-XIV вв.). Поселение Новоселицы было основано украинскими казаками в начале XVII века.

ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп

Первое упоминание о городе датируется октябрём 1634 года, когда польский король Владислав IV Ваза предоставил Николаю Цетисову и потомкам во владение земли под Конотопом, Городищем, Езучем.

В 1642 году здесь была построена крепость и названа по речке Конотопка (впоследствии пересохшей). В 1648 году присвоен статус города. Первые поселенцы Конотопщины — свободные люди, но постепенно казацкая старшина закрепощала казаков, отбирала земли и заставляла работать на себя. Появились крупные землевладельцы. В годы национально-освободительной войны 1648—1654 годов Конотоп становится сотенным городком. После Белоцерковского договора 1651 года шляхта Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств получила право возвращаться в свои имения.

2 апреля 1649 года жители города приветствовали российское посольство во главе с Григорием Унковским, прибывшее на Украину для переговоров с Богданом Хмельницким.

После Белоцерковского договора 1651 года, шляхте было разрешено вернуться в свои имения в Черниговском воеводстве, на Киевщину и Брацлавщину. Только польская шляхта появилась около стен укрепления, конотопцы покинули город и пошли к Путивлю. Там русская администрация предоставляла земли беглецам для заселения. В 1652 году после победы войск Богдана Хмельницкого под Батогом по Украине прокатилась лавина антипольских восстаний. Конотопцы тоже поднялись на борьбу, выгнали шляхту из города и убили старосту Сосновского вместе с семьёй.

В 1659 году под городом и его окрестностях состоялась Конотопская битва между татарско-казацким войском гетмана Ивана Выговского и российским войском Алексея Трубецкого, окончившийся поражением последнего. Конотоп XVII века — это небольшой городок, обнесенный земляным валом и палисадом, расположенный на левом топком берегу реки Езуч.

Во время Северной войны 1700—1721 годов Конотоп готовился к обороне от шведов.

В 1781 году Конотопщинавошла в состав Новгород-Северского наместничества, а с 1791 года — Черниговской губернии. в 1797 г. приписан к Малороссийской губернии. Население города в это время составляло 4930 человек. В июне 1782 года появился план Конотопа и был утверждён герб города — на прямоугольном щите красного цвета изображен золотой Андреевский крест, под ним серебряный месяц, над крестом — шестиконечная звезда. Герб Конотопа (города Новгород-Северского наместничества) утвержден 4 июня 1782 года. Вот как описывал его создатель П. П. фон Винклер: «В красном поле золотой крест, внизу онаго серебряная рогатая луна, а вверху шестиугольная звезда». На старинном гербе города есть символы иудеев, христиан и мусульман. Это говорит о том, что раньше здесь мирно сосуществовали люди разных вероисповеданий. До революции город входил в пресловутую «черту оседлости». В городе были: один мыловаренный завод, две воскобойни, две винокурни, три маслобойни, пять церквей, три синагоги, четыре дома терпимости и двадцать кабаков.

В конце XVIII века в городе был каменный собор и пять церквей. А также 1 614 домов, 55 торговых лавок, 2 убежища. При каждой церкви существовала приходская школа.

С 1802 года состоял уездным городом Черниговской губернии.

Земли, на которых размещён Конотопский район, издавна привлекали людей. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, выявленные во время археологических раскопок.

За многолетнюю историю края административные границы Конотопщины неоднократно изменялись. По приказу Екатерины II в 1732 году на Украине были созданы наместничества (губернии). Конотопщина входила в Новгород–Северскую, а с 1802 года — в Черниговскую губернии. В начале ХХ века вместо губерний были созданы округа, был организован Конотопский округ, куда вошёл и Конотопский район.

Датой создания Конотопского района считается 1923 год, когда он стал самостоятельной административно–территориальной единицей, в состав которой вошёл Конотопский, Борзнянский и Кролевецкий поветы. В 1932 году с переходом на трёхступенчатую административно-территориальную систему: район-область-центр было создано пять областей и Конотопский район на некоторое время вошёл в состав Киевской области.

С созданием Сумской области 10 января 1939 года Конотопский и Дубовязовский районы были переданы в её состав. После Второй мировой войны Конотопский район трижды изменял свои границы. В 1957 году к району были присоэдинены 8 сёл, а в 1960 году ещё 6 сёл бывшего Дубовязовского района, в 1963 году были присоединены сёла Духановка и Дептовка. Город Конотоп – большой железнодорожный узел. Конотопский участок Юго-Западной железной дороги обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки в 7 направлениях: Московском, Киевском, Харьковском, Гомельском, Курском, Полтавском, Витебском. Конотоп и сегодня – промышленный город.

ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп
ЖД вокзал г.Конотоп
Автор фото: Татьяна Сенченко

Источник: photoblog.org.ua

Добавить комментарий