Северный Урал. Восхождения на снегоходах. Часть 3

Share on Facebook0Share on Google+0Share on VKTweet about this on Twitter

Если вам кто-то, когда-то скажет, что восхождение на гору может совершить только альпинист — не верьте этому! Для начала стоит разъяснить, в чем вообще суть слова «восхождение».

ВОСХОЖДЕНИЕ на вершину какой-либо горы — это преодоление естественных препятствий, борьба с природной стихией и испытание своей воли, выносливости и технических возможностей. Восхождение можно совершить как при помощи своих двух ног, рук и специального альп снаряжения, так и при помощи других средств, например на скитурных лыжах или, как в нашем случае, снегоходах. Различия в подобных восхождениях лишь в способе и спец средствах. Если говорить о сложности, то во всех случаях присутствует доля риска, физических усилий и борьбы с природными препятствиями.

Для начала расскажу, что такое вообще снегоход.

Снегоход — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу. В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ нет такого типа транспортного средства, как «Снегоход». Поэтому правильнее называть моторизированное средство передвижения.

Термин «снегоход» в русском языке значительно у́же, чем англоязычный термин «snowmobile». Термин «snowmobile» принято использовать для обозначения любого транспортного средства, предназначенного для движения по снегу, включая гусеничные вездеходы, аэросани, вездеходы на пневматиках низкого давления и т. д.

Мотосани МС-1

Снегоходом принято называть только лыже-гусеничные транспортные средства, относительно небольшого размера, с элементами управления по образу мотоциклетных.

Skutr-BuranTZM640
Снегоход «Буран»

В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах.

Изобретателем снегохода считается канадский инженер Ж. А. Бомбардье.

В 1935 появился снегоход с лыжами, установленными спереди и цепной звездочкой и гусеничной системой сзади. Модифицированную версию использовали на лесозаготовках. В 1950-х появился снегоход с легкими шасси, рассчитанный на одного или двух человек.

Северный Урал. Восхождения на снегоходах
Северный Урал. Восхождения на снегоходах
Северный Урал. Восхождения на снегоходах

Стоит также упомянуть, что я была приятно удивлена, когда узнала, что ехать даже в мороз на снегоходе, который не имеет салона как у автомобиля, совсем не холодно.  Как оказалось, сидение и руль этого транспортного средства имеют обогрев, т.е. достаточно правильно экипироваться по одежде, рассчитанной на сильный  мороз, также без лыжной маски практически невозможно ехать на скорости. Но в остальном, самые морозо-чувствительные части тела (руки и то самое мягкое ;)) будут постоянно в тепле.

Ну, и конечно же упомяну о том, что ехать 100 км на скорости от Североуральска до турбазы «Звезда» нам пришлось в мороз -37 гр! Но не стоит пугаться, сильного холода почти никто не ощутил, т.к. климат на Урале сухой 🙂

Теперь расскажу о главном — о наших покатушках на снегоходах в горах Северного Урала в начале января 2014 года!

Наиболее приятным и интересным временем года для катаний в горах Северного Урала, является конечно же зима, позволяющим открыть снегоходный и горнолыжный сезон.

Для базирования мы выбрали туристическую базу отдыха «Звезда», которая расположена в 80 км от Североуральска, находится на большой поляне в лесу у истока реки «Сосьва».

IMG_8395-2
Вид с базы на гору Сосьвинский Камень
IMG_8396
Вид с базы на гору Сосьвинский Камень
IMG_8468
На турбазе «Звезда»
IMG_8631
Въезд на турбазу «Звезда»
IMG_8169
На турбазе «Звезда», кировские снегоходчики

Дорога до базы грунтовая, внедорожники едут легко.  «Легковушкам» чуть сложнее, т.к. могут быть трудности при преодолении подъемов и неровностей. Всем автомобилям нужны зимние колеса.

Если зима будет очень снежная и дорогу к базе не успеют почистить — «легковушки» могут не доехать до базы. Поэтому, машины рекомендуется оставлять в Североуральске во дворе какого-нибудь дома, предварительно договорившись с хозяином. В среднем на дорогу уходит часа четыре.

111
По дороге на турбазу «Звезда»
IMG_8180
По дороге на турбазу «Звезда»

Наша культурная программа состояла из 4-х частей:

  1. Прогулка к живописным Жигаланским водопадам;
  2. Тренировочные выезды по относительно ровной дороге в окрестностях базы;
  3. Сложное и экстремальное восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень;
  4. Выезд на красивейшее плато Кваркуш.

День 1-й.

К водопадам едем на снегоходах до реки Жигалан.  По дороге пересекаем границу «Европа-Азия».

Указатель границы «Европа-Азия»

* Для справки: по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Особенно спорная территория – поблизости Екатеринбурга, где Уральские горы наиболее низкие, и южнее Златоуста, где Уральский хребет теряет свою ось и разделяется на несколько хребтов, постепенно переходящих в степь.

Интересно, что границу Европы и Азии в прошлом проводили намного западнее Урала – по Керченскому проливу и реке Дон (с древности и вплоть до XVIII века). Проведению границы по Уралу мы обязаны В.Н. Татищеву, который впервые выказал эту мысль еще в 1720 году. В своих трудах он объяснил проведение в прошлом границы по Дону отсутствием в то время информации об Уральских горах. Татищев подробно обосновал правильность границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

Брат Олег
Мой друг и напарник в горах — Макс
Ну они же, только с другого ракурса 🙂
IMG_8220
По дороге к Жигаланским водопадам
IMG_8223
Уральская тайга
IMG_8226
По дороге к Жигаланским водопадам. Небольшой привал перед длинным подъемом
IMG_8238
Хорошее настроение 🙂
IMG_8256
Попутчик
IMG_8257-2
Брат

Пеший подъем по тропе вверх по склону, вдоль реки Жигалан, осматриваем каскады водопадов, фотографируем, наслаждаемся чистым морозным воздухом и красивой уральской природой.

IMG_8262
Фотосессия возле Жигаланских водопадов
IMG_8270
Фотосессия возле Жигаланских водопадов
IMG_8273
Фотосессия возле Жигаланских водопадов

* Для справки: Жигаланские водопады, несмотря на удаленность от областных центров, пользуются большой известностью и популярностью среди ценителей уральской природы. Это одни из самых красивых достопримечательностей Урала.

IMG_8279
Жигаланский водопад в снегу
IMG_8288
Жигаланский водопад в снегу
IMG_8289
Небольшая рекламная пауза 😉
IMG_8293
Небольшая рекламная пауза 😉

Жигаланские водопады возникли на реке Жигалан, которая берет начало в снежниках на восточном склоне хребта Кваркуш. Любопытно, что при длине ручья около 8 километров перепад высот от истока до устья составляет почти 630 метров! Не удивительно, что при таком перепаде возник целый каскад красивейших водопадов. Протяженность такого каскада водопадов – 550 метров.

IMG_8367
Домой на базу «Звезда»

День 2-й.

Катаемся по снежной целине, изучаем матчасть по вождению снегохода, общаемся с крутыми экстремалами снегоходчиками из Кирова 🙂

Кировские снегоходчики
Небольшой отдых
Идеальная дорога для учебных выездов новичков

День 3-й.

Пожалуй, самый экстремальный для меня день в горах Северного Урала — восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень.

Если вам покажется, что это легко и просто, то вы глубоко ошибаетесь. Снегоход — это штука отлично управляемая и устойчивая на ровной или немного бугристой дороге, но когда речь идет о крутом подъеме по склону крутизной 45-50 гр., то поездка превращается в сплошной экстрим с падениями вместе со снегоходом в снег (хуже, если на камни), выпадений из сидения снегохода на крутых кочках, сложные виражи на скорости для успешного преодоления крутых взлетов, ну и конечно же, много адреналина и ужаса в глазах новичка, прыгающего как белка сзади пилота 🙂

IMG_8313-2
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8331
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8351
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8314
Восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень
IMG_8317
Восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень
IMG_8319-2
Восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень
IMG_8321
Восхождение на снегоходах на гору Сосьвинский Камень
IMG_8326
Наши главные пилоты и я — новичок
IMG_8327
Наши главные пилоты и я — новичок
IMG_8330
Спуск с горы
IMG_8332
Спуск с горы. За штурвалом брат Олег. Я прыгаю по глубокому снегу сзади снегохода, т.к. устала бояться после падений 🙂
IMG_8333
Спуск с горы. За штурвалом брат Олег

Стоит сказать, что в день нашего восхождения на Сосьвинский Камень, была сильная пурга и мороз до -25. Дышать из-за порывов ураганного ветра было тяжело, а глаза все время заметала снежная колючая крошка.

IMG_8340
На склоне горы Сосьвинский Камень
IMG_8342
Прячемся от ветра в заснеженных елях
IMG_8343
Олег укрощает строптивую машину
IMG_8349
Брат зачитывает мне права, которые может себе позволить новичок, т.е. перестать труситься от страха ))
IMG_8354
Олег на крутом спуске с горы
IMG_8355
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8357
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8359
Склоны горы Сосьвинский Камень
IMG_8363
А вот так лопается обувь от сильного мороза и ветра

Сегодня наше восхождение не удалось, мы не заехали на саму вершину горы по причине того, что у меня, как для второго дня знакомства со снегоходом, было слишком много экстрима, а для Макса (моего друга) — поломка горного ботинка.

Пришлось возвращаться на базу, что меня скорее обрадовало, чем огорчило 😉 Там нас ждал вкусный ужин у жаркого камина, русская баня и вкусная анисовая водка «Самбука» и ром 🙂

IMG_8368
Домой!
IMG_8370
Лешая 🙂
IMG_8376
Уральский лес
IMG_8388
По дороге на турбазу
IMG_8390
Уральская тайга
IMG_8416
Согревающий огонь в камине

День 4-й.

Сегодня у нас запланировано живописное и, также, немного экстремальное, восхождение на плато Кваркуш.

IMG_8473
По дороге на плато Кваркуш

* Для справки: горный хребет Кваркуш представляет из себя огромное горное плато с возвышающимися небольшими горками. Главная вершина хребта – Вогульский камень (1066 метров). Хребет Кваркуш тянется с севера на юг на 60 километров. Его ширина в центральной части достигает 12-15 километров. Топоним «кваркуш» на коми-пермяцком языке означает «голый Урал». Манси называют хребет иначе – Пурап.

Склоны хребта усеяны курумами (каменистые россыпи, нагромождения острых камней, обломки скал и т.п.), среди которых кое-где есть нетающие снежники.

На Кваркуше есть главная достопримечательность для туристов —  каменные останцы Три Брата. На самом деле здесь можно насчитать не три, а пять скал. Две из них поменьше. А самые высокие достигают в высоту 10-12 метров.
Также, на плато Кваркуш часто можно видеть северных оленей.

Причудливый снежный надув на скалистом образовании в виде головы лошади
GOPR6110
Скальные останцы Три брата
GOPR6131
Скальные останцы Три брата
IMG_8513
На плато Кваркуш
IMG_8494
По дороге на Кваркуш
IMG_8508
Макс — новичок
IMG_8511
Брат Олег — пилот снегохода
IMG_8514
На плато Кваркуш
IMG_8517
Верхом на снежном коне
IMG_8520
Скальные останцы Три брата
IMG_8523-2
Скальные останцы Три брата
IMG_8525-2
Возле останцев наши снегоходы
IMG_8526
На краю обрыва
IMG_8528
Олег между 2-х братьев
IMG_8535
Фотосессия у Трех братьев
IMG_8540-2
Фотосессия у Трех братьев. Один похож на голову причудливого гигантского зверя.
IMG_8543
Прячемся на время от сильного ветра и снега
IMG_8554
Размеры Трех братьев на самом деле огромны, по сравнению с человеком
IMG_8555
На спуске с плато Кваркуш
IMG_8557-2
На спуске с плато Кваркуш
IMG_8559-3
На спуске с плато Кваркуш
IMG_8563
На спуске с плато Кваркуш
IMG_8564
Макс
IMG_8569
Пробую на вкус уральский снег 🙂
IMG_8575
Наши ребята решили с лыжами заехать в основание плато и оттуда спуститься на лыжах
IMG_8580-2
Елка в снегу
IMG_8583
Фотосессия
IMG_8591
Кто на снегоходе спускается…
IMG_8594
А кто на лыжах ….
IMG_8597-2-2
Кировские экстремалы исполняют трюки на снежном слоне
IMG_8598-2
Кировские экстремалы исполняют трюки на снежном слоне
IMG_8620
Спуск с плато Кваркуш
IMG_8622
Спуск с плато Кваркуш
IMG_8624-2
Спуск с плато Кваркуш
IMG_8626-2
Спуск с плато Кваркуш
IMG_8627-3
Спуск с плато Кваркуш

Автор статьи и фотоматериалов: Татьяна Сенченко (г.Киев)

Источник статьи: photoblog.org.ua

На этот материал распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка статьи на другие ресурсы запрещена!

Северный Урал. Характеристика района. Часть 1

Северный Урал. Культурная программа. Часть 2

Северный Урал. Достопримечательности района. Часть 4

Добавить комментарий